+7 495 741 21 02
+7 499 506 71 57
ГЛАВНАЯ ФОРУМ СТАТЬИ ПОГОДА КАРТА САЙТА КОНТАКТЫ  
Аренда яхт
Описание яхт
Индийский океан:
Индийский/Тихий океан
Атлантический океан
Реки и каналы
Разное

Канал Москва-Волга

Для многих поколений москвичей с каналом имени Москвы связаны самые приятные минуты в жизни. Костер студенческого похода и первая любовь, рыбалка, отдых на пляже, первые шаги в парусном спорте... Канал имени Москвы стал для жителей столицы частью их жизни, и сегодня уже немногие вспоминают о том, что 124 километра были вырыты руками сотен тысяч политзаключенных Дмитлага, и большинство из них похоронены где-то здесь на берегах канала и его водохранилищ.
На север от Москвы расположено несколько водохранилищ с множеством пляжей, прибрежных лесов и домов отдыха. Их достоинством, в отличие от не имеющих судоходства и более чистых Рузского, Истринского, Озернинского и других, является возможность путешествовать из одного в другое. Сами переходы между ними тоже весьма живописны.
В многочисленных яхт-клубах имеется довольно большой парусно-моторный флот, что позволяет считать Москву вполне «морским» городом.

Северный речной вокзал
Химкинское водохранилище
Клязминское водохранилище
Пяловское водохранилище
Учинское (Акуловское) водохранилище
Пироговское водохранилище
Пестовское водохранилище
Икшинское водохранилище
Яхромское водохранилище

Движение под парусами в канале запрещено. Яхты имеют право идти только на моторе. Для катеров скорость ограничена. Увы, последнее требование не всегда соблюдается владельцами океанских моторных яхт, коих появилось у москвичей большое количество. Их огромные волны причиняют тьму неприятностей прибрежным сооружениям, мелким судам и рыбакам, утверждающим, что с появлением «крутых» моторных яхт рыбы в канале не стало. Дело вот в чем: многие виды откладывают икру на камни, лежащие под водой вдоль берегов. Могучие волны, поднимаемые катерами-монстрами, отрывают и уносят икринки.

ТРАССА КАНАЛА

Начинаясь несколько выше устья Дубны, канал идет на юг, затем его трасса поворачивает на юго-восток вдоль долины реки Черной, пересекает реку Учу и, взяв направление на юго-запад, входит в долину Клязьмы, прорезая водораздел Клязьмы и речки Химки.
От образованного в долине Химки водохранилища через деривационный канал и гидростанции на Сходне вода сбрасывается для обводнения реки Москвы.
Плотина с бетонной водосливной частью на Волге создает обширное Иваньковское водохранилище (площадь - 327 км2), называемое Московским морем, оно и обеспечивает систему водой.
От Волги до шлюза №6 в Икшинское водохранилище - около 80 км.
Здесь начинается ряд живописных водохранилищ, образованных речками Икшей, Учой, Клязьмой и Химкой, от них и пошли названия.
Двухступенчатый шлюз №7, первый на южном (Московском) склоне канала, имеет падение 18м, иначе говоря, снижает судно с отметки 162 м до отметки 144 м.
Плотина с бетонной водосливной частью на Волге создает обширное Иваньковское водохранилище (площадь — 327 км2, называемое Московским морем, оно и обеспечивает систему водой.
От Волги до шлюза №6 в Икшинское водохранилище—около 80 км.Здесь начинается ряд живописных водохранилищ, образованных речками Икшей, Учой, Клязьмой и Химкой, от них и пошли названия.
Двухступенчатый шлюз №7, первый на южном (Московском) склоне канала, имеет падение 18м, иначе говоря, снижает судно с отметки 162 м до отметки 144 м.


Канал Москва-Волга

Канал Москва-Волга

ИСТОРИЯ КАНАЛА ИМЕНИ МОСКВЫ

Идея соединить реки Москву и Волгу возникла в XVIII веке. В первую очередь этого требовали интересы торговли. Петр I намеревался создать сквозной водный путь из Балтийского моря через Волгу и Москву в центральные районы России, соединив Истру, приток Москвы, с Сестрой и Дубной, питающими Волгу. В 1722 году он повелел разработать проект соединения рек, но после его смерти (1725 г.) о нем забыли. В 1825 году реализация проекта началась. Строительство растянулось почти на два десятилетия и было прекращено, не завершившись, в 1844 году из-за недостатка средств. 

В итоге был вырыт канал, связавший Сестру и Истру, построено 38 каменных шлюзов, в долине Сестры сооружена земляная плотина, на месте миниатюрного озера возникло водохранилище площадью 15,4 кв.км. Его называли "Подсолнечным", или Сенежским. Ему надлежало питать водой шлюзы канала. Предполагалось, что по новой водной системе будет проходить за год до трех тысяч небольших судов. Общая ее длина составляла 292 км. Путь лежал по Москве-реке, Истре, Сестре и Дубне, а также по трем каналам, однако в 1860 году движение судов прекратилось. Строительство Николаевской железной дороги, напрямую соединившей Санкт-Петербург и Москву, на время решило проблему транспортировки грузов на север и запад страны. 

В июле 1931 г на пленуме ЦК ВКП(б) было принято решение о строительстве канала Москва-Волга. Главной целью проекта было обеспечение Москвы водой по европейским нормам, а затем уже решение транспортных задач - соединение столицы глубоководным путем через Волгу с Каспийским морем, а через Мариинскую систему - Балтийским и Белым. строительство Волго-Донского канала, который предполагал связь с Черным и Азовским морями было отложено из-за начала Великой Отечественной войны.

Строительство каналаСтроительство канала началось в 1933 г. Чтобы оценить, какой объем работ выполнен за четыре года, приведем цифры. Суэцкий канал, ко- торый длиннее канала Москва-Волга всего на 36 км, строили 10 лет, а Панам-ский, соединивший Атлантический океан с Тихим, — около 30 лет, причем его длина на 40 с лишним километров меньше подмо- сковного канала.

Строители вынули 148 млн м3 земли и уложили три миллиона кубоме- тров бетона. На канале работало около 200 мощных экскаваторов, столько же паровозов, более 3000 автомашин, скреперов и т. д. Впер- вые применялись гидромониторы для размыва грунта. Однако основ- ными инструментами оставались кирка, лопата и тачка при муравьином упорстве тысяч заключенных.
1930-е гг. — возникновение нового архитектурного стиля, позже окрещенного сталинским ампиром. Основные сооружения: плотины, шлюзы, водосбросы, мосты, электрические и насосные станции, речные вокзалы, по замыслам создателей должны были подчеркивать «органическую связь с окружающей природой, с водными пространствами, зелеными массивами и вместе с тем в архитектурных образах показывать великие дела и победы социализма, новых людей, новую культуру нашей страны». Центральное сооружение - речной вокзал в Химках - возведен из белого камня на гранитном цоколе с тремя двусветными залами внутри (архитектор Рухлядов). Вход в канал из Волги украшали огромные гранитные монументы Ленина и Ста- лина (последнего снесли в 1958 г.)

2 мая 1937 г. канал приняли в эксплуатацию.
С этого времени на подмосковных водохранилищах стали развиваться водные виды спорта, в том числе парусный. Были организованы десятки яхт-клубов.

Во время Великой отечественной войны линия обороны Москвы зимой 1941/42 г. проходила по линии канала Москва-Волга от Икши до Яхромы.
Опасаясь прорыва немцев по льду Московского моря, Ставка Верховного главнокомандования приказывала:
7. Огнем артиллерийского дивизиона разбить лед на Московском море у д. Безбородово и п. Ново-Завидо вский в районе мостовых переправ.
2. Организовать и провести работы инженерными частями по подрыву льда на Московском море на участке Терехово, Гаврилково, тщательно согласовав подрыв льда с действиями авиации.
Особенно ожесточенные бои развернулись в конце ноября 41-го в районе Перемиловских высот под Яхро мой. Наши части оборонялись против 16-й армии и 3-й танковой группы вермахта.
Отсюда в начале декабря началось контрнаступление 1-й Ударной армии. Скрытно дислоцированный на западном берегу Клязьмин ского водохранилища танковый корпус, впервые укомплектованный новыми танками Т-34, перешел в наступ ление 5 декабря.
Вот так сооружения канала Москва-Волга сыграли свою историческую роль в обороне столицы.

НЕОСУЩЕСТВЛЕННЫЙ ПРОЕКТ

Многие объекты огромной стройки так и остались чер тежами на бумаге. Постановлением ЦК ВКП (б) и Совнаркомом СССР от 10 июля 1935 г. был принят Ге неральный план реконструкции Москвы, в котором су щественное внимание уделялось «обводнению» города. На юго-западе столицы предполагалось созда ние водных массивов, по площади значительно превы шающих Химкинское водохранилище. На Москве-реке планировался ряд каналов-спрямлений для улучшения судоходства и пропуска воды во время весенних павод ков, однако главным сооружением, связанным со строительством канала Москва-Волга в черте го рода, предстояло стать Северному каналу.
На самом деле одну из частей этого забытого проекта москвичи могут видеть в действии: между Золоторожской и Сыромятнической набережными находится Яузский ги дроузел, состоящий из управляемой плотины и однока мерного шлюза, установленного на коротком судоходном отрезке. Весь облик сооружения, оформление башен, где расположен пункт управления узлом, шлюзы, даже ябло невый сад, разбитый на искусственном острове, напоми нает постройки канала Москва-Волга в миниатюре. Впрочем, и административно гидроузел находится в веде нии Управления каналом. Это и есть единственный реали зованный фрагмент реконструкции реки Яуза.
А целиком проект предусматривал создание в черте столицы водного кольца за счет соединения Химкин ского водохранилища с Москвой-рекой путем специ ально прорытого канала, «впадающего» в обводненную и реконструированную Яузу. Цель проекта — подача грузов водным путем в северо-восточную часть сто лицы, создание судоходного кольца вокруг Москвы, обводнение и оздоровление Яузы и прилегающих рай онов и, наконец, просто украшение города.
Предполагалось, что Северный канал возьмет начало на левом берегу Химкинского водохранилища рядом с плотиной. Его трасса почти в 12,5 км пройдет через Старое Коптево, Сельскохозяйственную академию (ско рее всего, по руслу Лихоборки), Останкинские пруды, Алексеевский студенческий городок и соединится с создаваемым водохранилищем Яузы ниже Северной (ныне Ярославской) железной дороги.
Использован текст ВЛАДИМИРА ПОТРЕСОВА и ДМИТРИЯ ЖИХАРСКОГО

Главная страница Карта сайта контактная информация Аренда яхт по всему миру
BUSSOL.RU - info@bussol.ru - Аренда яхт по всему миру:
| Аренда яхт на Средиземноморье| Аренда яхт в Турции | Аренда яхт в Хорватии| Аренда яхт в Греции | Аренда яхт в Италии | Аренда яхт на Лазурном берегу | Аренда яхт в Испании | Аренда яхт на Сейшелах | Аренда яхт на Карибах | Аренда яхт на о. Маврикий | Аренда яхт на о. Мадагаскар | Аренда яхт в Таиланде |
| Погода на курортах и маринах | Морская терминология | Список яхт. Описание яхт |
   
eXTReMe Tracker
    Web-дизайн:ИК