+7 495 741 21 02
+7 499 506 71 57
ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ПОГОДА КАРТА САЙТА КОНТАКТЫ  
Аренда яхт
Описание яхт
Индийский океан:
Индийский/Тихий океан
Атлантический океан
Реки и каналы
Разное

Путеводитель "Речные круизы"

Петрова И.Ф., Коронкевич, Н.И., Буланов С.А., и др.,
Москва, Издательский Дом "Симон-Пресс", 2002 г.

Углич

 Углич - один из старейших городов Верхней Волги. Он раскинулся на высоком правом берегу. Вплотную к городу подходят сосновые леса, полные грибов и ягод. Название его предположительно произошло оттого, что Волга в этом месте делает изгиб, угол. 

Местные летописи утверждают, что основан город был в 937 году посланцем великого князя киевского Яном Плесковичем, который прибыл сюда с дружиной для переписи населения и сбора дани. В Ипатьевской летописи (1148) упоминается под именем "Углеча поля" при описании военных действий между Киевским, Смоленским и Новгородским княжествами, с одной стороны, и Ростово-Суздальским, с другой. 

В XII-XIII веках город входил в состав Владимиро-Суздальского княжества, а в 1218 г. стал столицей удела. В 1238 году он был разрушен и разграблен войском Батыя, а его жители обложены данью и уведены в неволю. 4 марта 1238 года в кровавой битве на берегу реки Сить угличане встретились с врагами. Угличская дружина участвовала и в Куликовской битве. К 1260 году возродился, отстроился и стал расти за счёт переселенцев, которые шли из южных земель на север, в более безопасные места, но, как и другие города, вновь и вновь подвергался разорению и ограблению со стороны монголо-татар. 

В 1328 году его территория была куплена московским князем Иваном Калитой у потомков угличского князя Романа. Начиная с 1329 года его история тесно связана с историей Великого Московского княжества. 

В середине XV века Углич стал центром междоусобной кровопролитной войны. В 1492 году Василий Темный отдал Углич своему сыну Андрею Большому, по прозвищу Горяй (1462-1492). При нем в городе был построен дворец князей, много храмов и каменных зданий. 

Как многие волжские города, Углич строился вдоль реки. В центре на ее берегу возвышался кремль - мощная крепость с толстыми стенами и башнями. Через рвы, ручьи и овраги были перекинуты мосты. В кремле находился княжеский дворец, храмы, дома знати. За его пределами жил посадский люд, ремесленники и торговцы, за посадом размещались слободы кузнецов, ткачей, гончаров, медников, оружейников. Подступы к городу прикрывали монастыри. 

На рубеже XVI-XVII веков Углич пережил самые трагические годы в своей истории. В летописях его стали называть "многострадальным". В 1591 г. здесь при загадочных обстоятельствах был убит царевич Дмитрий. Двухлетний царевич с матерью - уроженкой Углича Марией Нагой и другими родственниками был выслан в Углич под надзор людей Бориса Годунова в 1584 году. Он прожил здесь около 7 лет. 15 мая 1591 года сбежавшиеся на тревожные звуки набата люди обнаружили его мёртвым. Смерть Дмитрия до сих пор является загадкой. В гибели ребенка молва обвиняла царя Бориса Годунова. Но есть версия, что он сам заколол себя кинжалом в эпилептическом припадке. Тем не менее без суда и следствия были убиты Данила Битяговский, Никита Качалов, Осип Волохов и несколько посадских людей, обвиненных в смерти мальчика. Царь отправил в Углич следственную комиссию, было наказано около 200 угличан. 

События 15 мая 1591 года положили конец существованию Угличского княжеского двора. Нагие были разосланы по разным тюрьмам. Царицу Марию Федоровну постригли в монахини. Она была сослана в монастырь на Выксе. Наказан был даже набатный колокол, оповестивший о гибели царевича. Его сбросили с колокольни, на площади перед народом высекли плетьми, вырвали язык и отрубили одно ухо. Позднее в сопровождении охраны он был сослан в Тобольск, где значился "первоссыльным неодушевлённым с Углича". Вернулся колокол из ссылки лишь через 300 лет и был помещен в музей. 

На рубеже XVII века в Русском государстве вспыхнула крестьянская война. Обстановкой воспользовались польские феодалы. Они пустили слух, что царевич Дмитрий жив и бежал из Русского государства в Польшу и, собрав большое войско и под командованием Лжедмитрия I, двинулись на Москву. Провал первого похода не остановили поляков. Они собрались с силами и начали новый поход на Москву под предводительством Лжедмитрия II. 

Чтобы доказать, что царевич действительно умер в Угличе, туда отправилась правительственная комиссия во главе с ростовским митрополитом Филаретом. Могила Дмитрия была раскопана, его останки были объявлены нетленными и под торжественный звон колоколов в сопровождении духовенства перевезены в Москву. Однако провозглашение царевича Дмитрия святым не приостановило польскую интервенцию. 

В 1608-1611 годах Углич был разрушен поляками. По свидетельству летописца, во дворце погибло столько людей, что погреба наполнились кровью. Он неоднократно переходил из рук в руки. Возрождение города началось на рубеже XVII-XVIII веков. В 1777 году Углич стал центром уезда. В ходе благоустройства площадей и улиц деревянные укрепления и пришедшие в полную ветхость постройки старого кремля были уничтожены. Стало распространяться отходничество. Сотни угличан были заняты на строительстве Петербурга и Москвы. 

В городе развивалось кузнечное, льноткацкое, портновское, сапожное дело. Угличане шили мешки для муки и сыпучих товаров. В конце XIX века они изготавливали до одного миллиона мешков в год и продавали их в Нижнем Новгороде и Рыбинске. Угличанки вязали чулки. В городе производили ткани и бумагу, была развита кожевенная промышленность. Но более всего славились производившиеся в Угличе сыры, колбасы и окорока. В большом количестве поставлялись они в Москву и Петербург. 

Город был также крупным перевалочным пунктом, на пристани ежегодно загружали и разгружали до полутора миллионов пудов грузов. 

В первом десятилетии XX века особую роль в жизни населения заняли отхожие промыслы. В 1903 году угличанам было выдано 28 тысяч паспортов - они выезжали в Москву и Петербург, где работали в сфере обслуживания. "Расторопные" угличские мужики работали в ресторанах, кабаках, гостиницах, магазинах. Большой отток из города произошел в 1912 году, когда сгорела писчебумажная фабрика - более 500 человек сразу лишились работы. Углич превратился в глухой провинциальный город. В путеводителе 1913 года о нем говорилось следующее: в Угличе "дремлют в непосредственном соседстве величавые памятники минувшего и бесцветная современность захолустья". 

В настоящее время в городе живут около 38 тысяч человек. В XX веке здесь была возведена Угличская ГЭС, шлюзы и водохранилище, а в 1942 году было завершено строительство завода точных технических камней. Он выпускал часовые камни из корунда и рубина. В 1950 году был смонтирован первый конвейер для сборки часов "Звезда" из деталей и узлов Пензенского часового завода. В 1954 году производство было преобразовано - так возник Угличский часовой завод. Он специализируется на выпуске наручных часов, камней для часовой промышленности, главным образом миниатюрных, изящных женских часов с разнообразными браслетами из металла и финифти и часов для подводного плавания "Амфибия". В настоящее время его продукция называется "Чайка". В городе развито также сыроделие, производство масла и молока - продукция предприятий пищевой промышленности идет главным образом в столицу России, мебельная и текстильная отрасли, станкостроение. В 1944 году здесь был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт маслодельной и сыродельной промышленности. В 1975 году началось производство Угличской минеральной воды из целебного источника. 

В Угличе и его окрестностях сохранилось множество памятников зодчества, монументальной живописи, резьбы по дереву. На развитии архитектуры сказывалось в первую очередь влияние Ростова, Ярославля, Москвы. 

Кремль - "крепость града Углича" - расположен на возвышенном правом берегу у излучины Волги между устьем Шелковки и Каменным ручьём. Он всегда был центром города, в кремле находились собор и княжеский дворец, изба воеводы, дума, здесь вершили правосудие, сюда в праздники и будни, в дни печали и тревог ведомые звоном колоколов собирались угличане. Отсюда они отправлялись в походы, здесь праздновали свои победы, переживали горе, оплакивали потери. 

Дворец удельных князей, являвшийся резиденцией угличских князей и царских наместников - древнейший архитектурный памятник Углича. Строительство началось во второй половине XV века. Трудно представить, как он тогда выглядел, но совершенно очевидно, что это было одно из наиболее пышно украшенных и богатых зданий того времени. Во дворце жила Мария Нагая с сыном Дмитрием: именно здесь и разыгрались кровавые события 1591 года. С тех пор княжеский дворец называют: палаты царевича Дмитрия (XV в.). 

Много лет каменные палаты стояли заброшенными и разрушенными - предлагалось даже разобрать их на кирпичи. Угличане неоднократно обращались к царю с прошением о восстановлении палат, но просьбы оставались без ответа. Только в 1802 году начался ремонт здания. Он проводился на средства купца Кожевникова. Дворец был покрыт железной крышей, реставрирован, а к северной его части было пристроено новое, высокое крыльцо. В июне 1892 года по инициативе местного купечества в нем был открыт один из первых в России музеев. На церемонии открытия присутствовали представители императорского дома Романовых: Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елизавета Федоровна. 

Внешне палаты представляют собой трехэтажное здание, построенное из большемерного кирпича. Первый (полуподвальный) этаж использовался для хозяйственных нужд. Второй, соединенный с первым внутренней лестницей, состоял из трех парадных помещений. Третий - верхний - представлял собой просторную бесстолпную палату, предназначавшуюся для торжественных приемов и собраний. Стены и своды дворца были богато расписаны. Перекрыто здание восьмискатной кровлей. Верхние части стен снаружи украшены нарядной декоративной кирпичной отделкой и цветными изразцами. 

На втором этаже дворца находится Тронный зал, площадью 80 квадратных метров. Внутри сохранилась лестница, ведущая в зал, изразцовая печь и фрагменты росписи. Внутреннее и внешнее убранство здания исключительно гармонично. Оно вписывается в окружающее пространство, из окон открывается вид на Волгу и храмы Углича. 

На месте гибели царевича Дмитрия в первые годы XVII века возвели деревянную часовню, сожжённую поляками. В 1692 году на том же месте была построена нарядная пятиглавая каменная церковь Дмитрия на крови. Небольшое по размерам здание состоит из собственно храма, паперти, невысокой шатровой колокольни и трапезной и располагается у волжского откоса в северо-восточной части Кремля. На кроваво-красной глади стен рельефно выделяются белые наличники, обрамляющие оконные проемы. Разноцветные изразцы дополняют нарядное убранство фасада. 

На фресках, выполненных в 1772 году, наряду с библейскими сюжетами, изображена история убийства царевича. Фрески выразительны, они хорошо сохранились. Художник, объединив в одно целое отдельные эпизоды жития Дмитрия, как бы рассказывает предание о событиях в Угличе 1591 года. Царевич изображен с матерью и няньками. Отдельная композиция повествует о расправе угличан с убийцами. Предполагается, что автором настенной росписи был московский художник Сапожников. Преобладание светло-голубых и зеленоватых тонов свидетельствует о влиянии ярославской и костромской шкоды фресковой живописи. 

На берегу Волги возвышается самое монументальное сооружение кремля ~ величественный, пятиглавый Спасо-Преображенский собор (1713). Он был построен бригадой каменщиков во главе с оброчным крепостным Григорием Федоровым. Собор строили ярославские мастера. По барабанам глав пропущен аркатурный поясок, нарядные наличники украшают окна, вход в собор представляет собой белокаменный портал с орнаментом. В начале XIX века собор был расписан группой художников во главе с крепостным князя Голицына - Т. Медведевым. Объемно выписанные колонны, карнизы, скульптуры создают впечатление театральных декорации, раздвигают внутреннее пространство собора, делают его размеры еще более внушительными. 

Рядом с ним находится 37-метровая многоярусная колокольня (1730) с золочёной главой, построенная в стиле "нарышкинского барокко". В 1984 году мастерами Угличского часового завода на ней установлены электронные часы. 

В южной части кремля, у моста через ров, расположено симметричное в плане здание в стиле классицизма с двумя почти одинаковыми фасадами, обращенными один - к городу, второй - внутрь Кремля (1815), в нем размещалась городская дума. 

К югу от кремля расположены постройки бывшего мужского Алексеевского монастыря, основанного в 1371 году иноком Адрианом по указанию московского митрополита Алексия и дозволению великого князя московского Дмитрия Донского на месте языческого святилища и служившего оборонительным форпостом на подступах к городу. В 1609 году монастырь был сожжен польскими интервентами. В 1628 году в память о 500 защитниках Углича, погибших во время пожара, в монастыре была построена Успенская церковь, за красоту получившая название "Троеверхая дивная". Три стройных шатра, изящных и легких, как бы взлетают ввысь. 

На территории монастыря, куда можно попасть через Святые ворота, растут старые липы и огромный вяз - немые свидетели далекого прошлого города. 

Недалеко от монастыря находится миниатюрная церковь Иоанна Предтечи (1681), отличающаяся большой и богато украшенной центральной главкой. В прошлом ее маковки были украшены яркой зеленой черепицей. Без изменений сохранились лишь западная стена ее паперти и массивные столбы крыльца. 

Корсунская церковь была построена в 1730 году. Она представляет собой типичный для Углича, но весьма оригинальный по декору образец храмового зодчества. Керамические украшения, фигурные наличники, резьба по дереву и камню делают ее исключительно нарядной и одновременно торжественной. Резные царские ворота из иконостаса можно увидеть в Угличском историческом музее. 

Воскресенский монастырь (1674-1677) был сооружен по инициативе ростовского митрополита Ионы Сысоевича, который принял в нем монашеский постриг и лично руководил строительством. При возведении монастыря впервые в Угличе были применены зеленые изразцы с изображением батальных сцен, животных, гербов, эмблем. Монастырь сохранился как целостный архитектурный комплекс зданий XVIII века - многое хранит здесь память о его основателе. В 1764 году монастырь был закрыт, а его постройки превращены в приходские церкви. 

В центре монастыря возвышается монументальный, торжественный, пятиглавый Воскресенский собор с галереями и двумя боковыми приделами, его окружают гармонично вписывающиеся в единый ансамбль массивная звонница с проездными воротами во внутренний двор и одноглавой церковью Марии Египетской, расположенной под ярусом звона, трапезная палата с небольшой церковью Одигитрии и находящаяся над ней часовая башня. Все постройки имеют общее основание - высокий подклет - и соединяются между собой галереей. Все они богато украшены резьбой и зелеными поливными изразцами со сказочными животными и двуглавыми орлами. 

На берегу Волги вблизи Воскресенского монастыря расположена церковь Рождества Иоанна Предтечи (1689-1690), построенная купцом Никифором Чеполосовым в память об убитом сыне. От других храмов города он отличается удивительной свободой композиционного решения, разнообразием деталей. Он асимметричен, его высокое торжественное крыльцо обращено в сторону от монастырских зданий, украшен росписью и резьбой, изразцами и керамическими вкраплениями в скульптурные композиции. 

Богоявленский монастырь был основан в XIV веке Великой княгиней Евдокией, женой Дмитрия Донского. Первоначально монастырь должен был стать частью кремля, но в XVII веке после начавшейся реконструкции он оказался за его пределами. Прежде всего монастырь должен был служить крепостью и защищать город со стороны Ростова. Его стены отличались толщиной и прочностью, здания - монументальностью. Большая часть построек XVIII века сохранилась до настоящего времени, а первые (деревянные здания) были разрушены и со временем заменены более современными. 

Каменная соборная церковь Богоявления - ныне Смоленская церковь (1700), пятиглавая, с большим приделом, трапезной и галереей, сама по себе невелика по размерам, но очень выразительно ее внешнее убранство: резные наличники, узорный карниз, фронтоны. 

Церковь Федоровской Богоматери (Федоровская церковь) была построена в 1818 году в стиле классицизма. Она причудливо украшена: портики с колоннами под фронтонами треугольной формы, световые барабаны с широкими окнами, купола сферической формы с миниатюрными луковичными главками, золотом отливающими на солнце, делают ее изысканной и удивительно нарядной. В интерьере храма сохранились росписи, выполненные Е. Медведевым (1822-1824). 

В Угличе уцелели образцы деревянного и каменного зодчества XVIII века в стиле классицизма - в их числе дома бывших Меховых, Казимировых, Серебренниковых (Овсянниковых), Калашниковых, "сельцо Григорьевское", "Зимин двор", богато украшенный резьбой и наличниками, керамикой и изразцами. 

Дом Меховых (XVIII в.) на правом берегу Волги у Каменного ручья - деревянный, массивный. Потемневшие от времени бревна, небольшие окна, крутая тесовая крыша, старые резные наличники выделяют его из числа других строений. Кладовые и житницы размещались в первом этаже дома, на втором была горница и жилые покои. Внутри дома настенные лавки были украшены резными подзорами, печь - разноцветными изразцами. 

Дом Казимировых (XVIII в.) снаружи напоминает другие деревянные постройки, внутри особый интерес представляли покои - жилая комната, с потолками, украшенными лепным орнаментом, центром которого был распростерший крылья орел, с печью, с цветными изразцами с изображением фантастических людей, зверей и птиц. 

Дом бывших Серебренниковых (Овсянниковых) был построен в середине XVIII века. Он состоит из каменного жилого здания и двухэтажной деревянной пристройки. Серебренниковы интересовались историей Углича, изучали ее. В доме бывали писатели И.С. Аксаков, М.П. Погодин. 

В доме Калашниковых в 1949 году родился талантливый русский изобретатель Василий Иванович Калашников, основатель Нижегородского отделения Русского технического общества. 

На левом берегу Волги, напротив кремля, во второй половине XVIII века появилась богатая усадьба. Молва гласила, что Екатерина предложила небогатому дворянину П.Н. Григорьеву (Григорову) назваться отцом внебрачной дочери покойной императрицы Елизаветы Петровны и за это даровала ему деньги и земли. Он построил дворец, разбил парк. Дом, ранее довольно большой, с окнами на Волгу, с библиотекой и театром, сохранился не полностью. Когда-то его окружали липовые аллеи, чистые пруды, уединенные беседки, парковая скульптура: Венера, Диана, Самсон. После Григорьевых усадьбой владел угличский предводитель дворянства Супоньев. "Сельцо Григорьевское" стало именоваться "Супоньевским дворцом". Теперь к зданию вплотную подходит отводной канал, по которому плывут корабли из Москвы вниз по Волге и обратно. 

"Зимин двор" - обширный дом (XVIII в.), принадлежавший купцам Зиминым. Здание в плане имеет П-образную форму, украшено колоннами, резьбой, скульптурами. 

Дом Переславцевых, здание пожарной охраны, дом Буториных, Ожеговых, Касаткина представляют собой образцы застройки XIX века. 

Экспозиции историко-художественного музея и картинной галереи размещены в княжеских палатах, церкви Дмитрия на крови и других зданиях, главным образом на территории Кремля. Они включают археологические находки, древнерусские иконы, живопись XVIII-XX веков, скульптуру XVII-XIX веков, личные вещи и семейные реликвии жителей города, предметы декоративно-прикладного искусства. Коллекция размещена в витринах, которые вырезаны из липы и "служат" в музее со дня его открытия. Особенно интересны предметы, связанные с трагическими событиями убийства царевича Дмитрия: носилки, в которых убиенного царевича перенесли в Москву, вернувшийся из ссылки набатный колокол, доска-мощевик, в которой хранились орехи, бывшие у ребенка в руках в момент его гибели, "наказанный" колокол. В княжеских палатах сохранились многие раритеты музея отечественных древностей, в том числе вышивки, покрова с ликами угличских святых, собрание изразцов. 

В Спасо-Преображенском соборе расположена экспозиция икон и других предметов церковного обихода, в том числе икона Покрова (XV в.), по преданию, приплывшая в Углич по Волге. Художественные особенности местных икон позволяют говорить о существовании некогда самостоятельной угличской школы иконописи. В музее часов Угличского часового завода "Чайка" представлена история его развития, демонстрируются серийные и уникальные модели часов, известные в 120 странах мира. Привлекают внимание художественные часы "русской коллекции", в которых впервые в России используются традиционные промыслы: финифть, скань, полудрагоценные камни. Можно посетить и домашний музей семьи Кулагиных, в котором показаны быт и история провинциальной российской семьи XX века, история города. Особую атмосферу создают концерты колокольной музыки XVII-XIX веков - угличские звоны. 

С Угличем тесно переплетены судьбы старинного дворянского рода Тучковых: военных инженеров, генералов, героев Отечественной войны 1812 года, изобретателя, конструктора .волжских пароходов В.И. Калашникова (1849-1908), поэта И.З. Сурикова (1841-1880), академика А.И. Опарина (1894-1980), Н.К. Крупской (1869-1939), актера, писателя, критика М.П. Чехова, младшего брата А.П. Чехова, поэтессы О.Ф. Берггольц (1910-1975). 

Известен Углич и своей минеральной сульфатно-хлоридной натриево-кальциевой водой, которая разливается в бутылки и используется как столовый напиток и для лечения желудочно-кишечных заболеваний. 

Водные пути центральной части России Оглавление путеводителя
РЕЧНЫЕ КРУИЗЫ
Следующая страница путеводителя
РЕЧНЫЕ КРУИЗЫ

Главная страница Карта сайта контактная информация Аренда яхт по всему миру
BUSSOL.RU - info@bussol.ru - Аренда яхт по всему миру:
| Аренда яхт на Средиземноморье| Аренда яхт в Турции | Аренда яхт в Хорватии| Аренда яхт в Греции | Аренда яхт в Италии | Аренда яхт на Лазурном берегу | Аренда яхт в Испании | Аренда яхт на Сейшелах | Аренда яхт на Карибах | Аренда яхт на о. Маврикий | Аренда яхт на о. Мадагаскар | Аренда яхт в Таиланде |
| Погода на курортах и маринах | Морская терминология | Список яхт. Описание яхт |
   
eXTReMe Tracker
    Web-дизайн:ИК