+7 495 741 21 02
+7 499 506 71 57
ГЛАВНАЯ ФОРУМ СТАТЬИ ПОГОДА КАРТА САЙТА КОНТАКТЫ  
Аренда яхт
Описание яхт
Индийский океан:
Индийский/Тихий океан
Атлантический океан
Реки и каналы
Разное

Путеводитель "Речные круизы"

Петрова И.Ф., Коронкевич, Н.И., Буланов С.А., и др.,
Москва, Издательский Дом "Симон-Пресс", 2002 г.

Рыбинск

 Рыбинск, крупнейший по численности населения районный центр Ярославской области, расположен на берегу Волги и Рыбинского водохранилища. В XX веке он трижды менял имя и назывался Щербаков (1946-1957) и Андропов (1984-1989) в честь советских партийно-государственных деятелей А.С. Щербакова (1901-1945) и Ю.В. Андропова (1914-1984). Первое упоминание о нем встречается в 1071 году в летописи "Усть-Шексна". В 1137 году в уставной грамоте новгородского князя Святослава Ольговича его уже относили к числу городов, облагаемых податями. 

Название города всегда красноречиво свидетельствовало о главном занятии жителей. Первоначально его называли Рыбною, или Дворцовою Ловецкою слободой. Рыбу поставляли к великокняжескому, а позднее к царскому двору. Осетры, стерляди, белорыбица, не говоря уже о судаках, лещах и щуках, в изобилии водились в Волге, Шексне, Мологе и в других маленьких и больших реках и ручьях, веером сходившихся в районе Рыбинска. В 1672 году рыбный оброк, выплачиваемый местными жителями, состоял из трех десятков осетров, двух десятков белорыбиц, десятка стерлядей больших, двух с половиной десятков средних и полсотни малых. За сверхоброчную рыбу местные жители получали немалые деньги. Рыбный промысел приносил крупные барыши. 

После строительства Вышневолоцкой (1709), Мариинской (1808) и Тихвинской (1811) водных систем в Рыбную слободу стали стекаться грузы, идущие с Востока и с Запада, с низовьев Волги и из Санкт-Петербурга. С большегрузных судов товары перегружались на маломерные, курсирующие по Шексне и Мологе. В 1780 году через Рыбинск проходили более 1300 судов, груженных железом, салом, мукой, крупой, маслом, пенькой. На них за сезон перевозилось не менее 10 миллионов пудов клади. В XIX веке после открытия движения по железной дороге (1871) город оказался напрямую связан с портами Прибалтики и Санкт-Петербурга, став самым крупным торговым центром на Верхней Волге. 

Численность населения Рыбинска в это время составляла более 14 тысяч человек. Летом во время навигации она увеличивалась до 100 тысяч, главным образом за счет прибывающих на заработки бурлаков и грузчиков. Наряду с рыбной ловлей жители города занимались извозом, судостроением и ремонтом. Местное население умело использовало даже отходы корабельного производства: старые, вышедшие из строя суда шли на дрова. В городе процветала торговля одеждой и продуктами. Корабельные команды запасались провиантом и углем. Местные булочники славились своей выпечкой - хлебами, кренделями. В 1858 году купцы Журавлёвы открыли канатно-прядильную фабрику. Во второй половине XIX века начала развиваться пищевая и деревообрабатывающая промышленность. 

Рыбинск называли городом бурлаков. Первые бурлаки появились на Волге в XIV веке. Беднота нанималась к купцам, чтобы проводить по реке суда с товаром. В XIX веке на Волге работало около 600 тысяч бурлаков ежегодно. Они начинали работу с рассветом и трудились до первой звезды. В течение дня, под палящим солнцем и в ненастье, брели они по пескам и болотистым луговинам и проходили от 10 до 30 верст. Их труд был неимоверно тяжелым: бурлакам приходилось идти по пояс в воде, а иногда и передвигаться вплавь. Иногда мешал идти вперед встречный ветер, внезапный шквал наклонял паруса, быстрое неровное течение крутило и опрокидывало расшиву. В передней лямке шагал опытный и сильный бурлак - его называли "шишка", или "дядька". Он устанавливал ритм движения. За ним нехотя плелись "кабальные", работавшие за одни лишь харчи. Последними шли "усердные", которые должны были подгонять "кабальных". При тяге бечевой бурлаки выступали вперед только правой ногой, а левая придвигалась к правой, затем снова шаг правой - и так все время. На ходу бурлаки пели сиплыми, вечно простуженными голосами. Чтобы шагать в ногу, часто просто выкрикивали слова, ухали с надрывом и тоской. Н.А.Некрасов неоднократно наблюдал, как 

 

"...вдоль реки 

Ползли гурьбою бурлаки, 

И был невыносимо дик 

И страшно ясен в тишине 

Их мерный, похоронный крик..." 

 

Одной из главных статей расходов для бурлаков были лапти. За одно лето они снашивали более двух десятков пар лаптей. Стоили они дорого. Бурлаки лапти экономили: где можно, например, по песку, по воде они шли босиком. Чтобы накопить за лето хоть немного денег для семьи, питались они простой и дешевой пищей. Обычным блюдом была "мурцовка": крошили ржаной хлеб с луком, солили, сдабривали ложкой конопляного масла и заливали водой. Черного хлеба в день бурлак съедал до двух килограммов. Каша, например пшенная, была лакомством. Преобладали среди бурлаков крестьяне. Они соглашались на столь изнурительную работу из-за нужды, малоземелья, плохих урожаев. Шли в бурлаки и бездомные люди, бродяги. Само слово "бурлак" произошло от искаженного татарского - "буйдак", то есть бездомный, почти "бомж". Жизнь бурлаков была излюбленной темой публицистики на рубеже XIX-XX веков. Тяжелой бурлацкой участи посвятили свои произведения многие поэты и писатели, а Владимир Алексеевич Гиляровский, автор знаменитой книги "Москва и москвичи", и сам некоторое время работал в бурлацкой артели. 

В XX веке лицо города заметно изменилось. Приоритетной отраслью промышленности стало машиностроение (в том числе судо-, станко- и моторостроение), стало развиваться нефтехимическое, мебельное производство, открылась одна из крупнейших в России спичечная фабрика. В интересах развития промышленности в Рыбинске был создан Авиационный институт. Численность населения города к концу XX века составила около 300 тысяч человек. 

В Рыбинск в настоящее время ведут железнодорожные и автобусные маршруты. Однако Волга, по которой прибывают сюда в период навигации сотни тысяч туристов, безусловно, является главной транспортной артерией города. Рыбинск начинается с Волги, с курсирующих по ней буксиров и барж, речных теплоходов и "трамвайчиков", "Ракет" и "Метеоров", с рыбацких лодок и с порта, с причалов и с набережной. Он раскинулся по обе стороны реки, а его протяженность вдоль берегов Волги составила 22 километра. 

В XVIII веке город неоднократно горел: после пожара 1735 года в нем не уцелело ни одного двора. 

Центр города являет собой пример классической провинциальной застройки XIX-XX века. Архитектор Карл Росси и его ученики пытались обустроить многие провинциальные города - там они шлифовали свое мастерство. В начале XIX века был разработан "образцовый" проект для Рыбинска, в соответствии с которым каменные дома стали строиться на углах улиц и кварталов, формируя целостный ансамбль. Архитекторы копировали постройки Петербурга, Ярославля, Романово-Борисоглебска (Тутаева), но прежде всего ориентировались на вкусы заказчиков. Большинство домов в центре Рыбинска относится к особому стилю "купеческого ампира" из-за их вульгарности, вычурности, тяжеловесности. 

В центре города на живописном берегу Волги находится речной вокзал. Он размещается в здании Хлебной биржи (1806-1811) с мощным восьмиколонным портиком и внушительным фронтоном, построенной по проекту Г.В. Петрова. 

Рядом расположен Спасо-Преображенский собор (1838-1851), созданный в стиле позднего классицизма архитектором А.И. Мельниковым, и недалеко - многоярусная колокольня (1798-1802), украшенная колоннами ионического ордена, увенчанная шпилем наподобие "адмиралтейской иглы". 

Одним из наиболее старых памятников зодчества в Рыбинске является Казанская церковь (1697). В 60-х годах XVIII века она была перестроена - в ее интерьере сохранились фрески 1767-1768 годов. 

Застройка набережной и прилегающих к ней кварталов производилась преимущественно в начале XX века: тогда были сооружены костёл в стиле неоготики (1910), Новая Биржа в неорусском стиле (1911), синагога. Здание железнодорожного вокзала в стиле модерн (1904- 1905) было построено архитектором С.И. Минашем. Сохранилось много деревянных зданий с характерными эркерами, увенчанными фигурными башенками. 

В XX веке Рыбинск стал крупным историко-культурным центром. В городе были открыты драматический театр и театр кукол. В историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике (1910), расположенном на набережной Волги, напротив Биржи, представлено свыше 90 тысяч единиц хранения. В их числе естественнонаучные коллекции, переданные городу представителями дворянского рода Михалковых, макет Березняковского городища и материалы археологических раскопок (1935- 1936), проведенных под руководством П.Н. Третьякова, первенец советского полиграфического машиностроения - плоскопечатная машина "Пионер", коллекция "восточных редкостей", а в картинной галерее - богатейшее собрание иконописи XVI-XVIII веков, уникальная икона "Спас Нерукотворный" (XVI в.); произведения выдающихся русских художников XVIII-XX веков: И.И. Шишкина, И.Н. Крамского, И.Е. Репина, авторское повторение известной картины Н.Н. Ге "Петр Первый допрашивает царевича Алексея", натюрморт П.П. Кончаловского "Хлеб", "Автопортрет с дочерьми" З.И. Серебряковой, работы местных художников. В музее собрана коллекция зарубежного искусства (западноевропейская гравюра, керамика и фарфор из Европы и с Ближнего Востока, живопись) и предметов усадебного быта из окрестностей Рыбинска, где ранее находились богатейшие "дворянские гнезда" Мусиных-Пушкиных, Тишининых, Лихачевых. 

Музей Мологского края (1995) хранит память о землях, ушедших под воду Рыбинского водохранилища. 

Город Молога был известен с 1149 года и некогда являлся центром самостоятельного княжества. Он был крупным торговым и культурным центром - здесь проводились ярмарки, подобные Макарьевской и Нижегородской. Окрестности Мологи славились своими заливными лугами и высоким качеством сыра и масла, ни в чем не уступающего знаменитым вологодским сортам. Город благоухал сиреневыми и жасминовыми садами и парками, был известен своими храмами и монастырями, усадебными постройками. Его окружали редчайшие для Верхней Волги дубовые рощи - их тоже поглотили воды Рыбинского водохранилища. 

В начале XX века, благодаря местным меценатам, в городе была создана первая в России гимнастическая школа. 

Рыбинск гордится именами своих земляков - их имена носят улицы, площади, парки и школы города. В нем прошли детские и юношеские годы крупнейшего российского физиолога А.А. Ухтомского - его мемориальный дом-музей (1990) был открыт в доме, где он рос и где в настоящее время представлены документы и предметы обихода семьи князей Ухтомских, интерьер рабочего кабинета, личные вещи ученого. 

С историей города связаны имена маршала СССР В.К. Блюхера (он родился в деревне Барщинке недалеко от города), поэтов А.А. Суркова и Л.И. Ошанина, художника Н.А. Соколова, одного из тех, кто творил, "скрываясь" под псевдонимом "Кукрыниксы".

Водные пути центральной части России Оглавление путеводителя
РЕЧНЫЕ КРУИЗЫ
Следующая страница путеводителя
РЕЧНЫЕ КРУИЗЫ
Главная страница Карта сайта контактная информация Аренда яхт по всему миру
BUSSOL.RU - info@bussol.ru - Аренда яхт по всему миру:
| Аренда яхт на Средиземноморье| Аренда яхт в Турции | Аренда яхт в Хорватии| Аренда яхт в Греции | Аренда яхт в Италии | Аренда яхт на Лазурном берегу | Аренда яхт в Испании | Аренда яхт на Сейшелах | Аренда яхт на Карибах | Аренда яхт на о. Маврикий | Аренда яхт на о. Мадагаскар | Аренда яхт в Таиланде |
| Погода на курортах и маринах | Морская терминология | Список яхт. Описание яхт |
   
eXTReMe Tracker
    Web-дизайн:ИК