+7 495 741 21 02
+7 499 506 71 57
ГЛАВНАЯ ФОРУМ СТАТЬИ ПОГОДА КАРТА САЙТА КОНТАКТЫ  
Аренда яхт
Описание яхт
Индийский океан:
Индийский/Тихий океан
Атлантический океан
Реки и каналы
Разное

Путеводитель "Речные круизы"

Петрова И.Ф., Коронкевич, Н.И., Буланов С.А., и др.,
Москва, Издательский Дом "Симон-Пресс", 2002 г.

Кострома

 В трехстах километрах от столицы на двух противоположных берегах Волги в месте ее слияния с рекой Костромой раскинулся старинный город Кострома. Когда-то в этих местах был распространен поэтичный народный обычай отмечать наступление лета так называемыми похоронами Костромы. Весной из числа самых красивых девушек выбирали ту, что должна была изображать Кострому, ее наряжали, подходили к ней с поклонами, затем на широкой деревянной доске несли к реке, с песнями купали, заканчивали день хороводами и гуляньем. Если погода не позволяла купаться в реке, из дерева или соломы делали куклу - она тоже называлась "Кострома", ее одевали в женское платье, украшали цветами, клали в корыто, привязывали к доске и погружали в реку. Присутствующие при совершении церемонии как бы подразделялись на две части: одни топили куклу, другие - старались защитить. Первые, добившись своего, торжествовали, вторые - побежденные - притворно уступали и предавались горю. Обряд символизировал конец зимы и обновление природы. 

Город был основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким для охраны северо-восточных рубежей Руси. В летописи он впервые упоминается в 1213 году, когда князь ростовский Константин, недовольный разделом своего отца Всеволода Георгиевича, собрал войско против своего брата Георгия, ворвался в город и обратил его в пепел. 

Судьба города была очень нелегкой - он страдал от врагов и пожаров. В 1238 году Кострома была разорена монголо-татарами. В костромских лесах от Золотой Орды укрывалось немало беженцев из южных окраин Руси. В 1262 году здесь вспыхнуло восстание против монголо-татар. В 1264 году сражение произошло у Святого озера. Не ожидавшие серьезного сопротивления, татары были разбиты. После победы над ними престиж Костромы заметно возрос. 

В 1271 году костромской князь Василий Ярославич, по прозвищу Квашня, младший брат Александра Невского, занял великокняжеский престол, но до самой смерти продолжал жить в Костроме. 

В 1318 году Кострома подверглась разорению со стороны московских князей. В 1375 году ее разграбили новгородские речные разбойники-ушкуйники, приплывшие в город на 70 ладьях. Во второй половине XV века участились набеги на Кострому отрядов казанских ханов. В 1413 и 1493 годах в городе свирепствовали сильные пожары. 

В Смутное время сторонники Лжедмитрия II в 1609 году захватили Ипатьевский монастырь, охранявший подступы к городу, и превратили его в свою опорную базу. Ополченцы изгнали мятежников и присоединились к войскам К.М. Минина и Д.М. Пожарского. На костромских землях совершил легендарный подвиг крестьянин Иван Сусанин. Зимой 1612-1613 годов, став проводником отряда польской шляхты, он намеренно завел его в непроходимое болото, в лес и был зверски замучен врагами. 

К середине XVII века Кострома стала третьим по величине городом после Москвы и Ярославля, городом России. Ее значение как крепости снизилось, однако заметно усилилась ее роль как религиозного, культурного, а также промышленно-торгового центра. Развитию города способствовала забота о нем царского двора. Кострома быстро строилась. Костромские строители, каменщики и художники славились своим мастерством. Согласно данным переписи 1650 года, в городе насчитывалось 2086 дворов, развивалось текстильное, кожевенное и мыловаренное ремесла. 

В 1719 году Кострома из уездного города превратилась в центр одной из 50 созданных в России провинций, а в 1778 она стала центром губернии. В 1784 году был разработан и утвержден план генеральной застройки Костромы. Улицы веером расходились от центральной подковообразной площади на берегу Волги. Перепланировке города способствовал пожар 1773 года, во время которого сгорели все деревянные постройки. Проектировщики и строители преуспели в реализации своих замыслов. Колокольни были размещены вблизи кремля и на его территории, эффектно замыкали перспективы улиц, город четко подразделялся на кварталы, а фасады домов были развернуты по направлению к реке. 

В 1751 году в городе была построена первая полотняная мануфактура. Вырабатываемое там льняное полотно шло на оснащение парусного флота. В XVIII веке в Костроме производилось около четверти всех льняных тканей России. В первой половине XIX века в связи с развитием парового флота и увеличением производства хлопка производство льна практически прекращается. "Второе рождение" льняной промышленности началось уже в XX веке на базе фабричного производства. 

В настоящее время в Костроме проживают около 290 тысяч человек. Город превратился в крупный культурный и промышленный центр. Здесь развивается текстильное (льняное) производство, машиностроение, деревообработка. Город известен своей мебельной и ювелирной фабриками, изделиями из серебра и цветных металлов. 

В Костроме имеются педагогический университет, сельскохозяйственная академия, технологический институт, факультет торгово-экономического института Санкт-Петербурга, работает Драматический театр имени А.Н. Островского, кукольный театр, филармония, цирк, историко-архитектурный музей-заповедник. В Музее изобразительного искусства представлена коллекция древнерусской живописи, произведения русских художников XIX-XX веков, в том числе произведения местных самобытных художников Г. Островского, Е.В. Честнякова. 

Центральная часть города представляет собой целостный архитектурный ансамбль конца XVIII-XIX веков. От центральной площади веером расходятся семь главных улиц. 

Костромской кремль был заложен в 70-х годах XIII и построен в середине XIV века. Он не раз выдерживал осады врагов, но в XVII веке был разрушен. В XVIII веке он сгорел вместе со всеми постройками. Валы были срыты, рвы засыпаны, часть ранее занимаемой кремлем территории отвели для устройства бульваров, а оставшиеся земли передали Успенскому собору. 

Успенский собор после пожара в 1776-1791 годах был перестроен и расширен. Перестройка велась по проекту С. Воротилова, уроженца села Большие Соли. Вместе с колокольней собор представлял собой уникальный, гармоничный ансамбль, служивший украшением центра Костромы. Сохранились от него два трехэтажных здания, построенные для соборного причта. Их архитектура отличается строгостью. 

Вблизи на берегу реки при выходе из парка находится беседка А.Н. Островского, изящное круглое сооружение с восемью колоннами в стиле архитектуры парковых сооружений XVIII-XIX веков. В 1848 году драматург А.Н. Островский впервые посетил Кострому, а с 1868 года бывал здесь часто, приезжая из своей усадьбы Щелыково, расположенной в 80 километрах от города. Он любил отдыхать в беседке на берегу Волги, обозревая окрестности. В своем дневнике А.Н. Островский писал, что "вид из этой беседки вниз и вверх по Волге такой, какого мы еще не видели до сих пор". 

В центре города разместились торговые ряды: Красные, Табачные и Пряничные. Город издавна вел оживленную торговлю хлебом, кожами, железом, солью, восточными товарами. Торговля велась в лавках, которые для удобства покупателей выстраивали рядами. Они назывались мучными, овощными, рыбными. Ряды первоначально были деревянными. По мере увеличения количества лавок они строились все ближе к берегу Волги - их стали называть Новыми, или Малыми. В XVII веке начали строиться Масляные и Табачные ряды. 

Комплекс торговых рядов XVIII-XIX веков в Костроме является одним из самых крупных, сохранившихся в городах России. Он складывался на протяжении нескольких десятилетий и состоит из десятка зданий, различных по размерам. В строительстве торговых рядов принимали участие несколько архитекторов, в том числе С. Воротилов, Метлин, П.И.Фурсов. Тем не менее все здания объединены общей композицией и органично вписаны в застройку городского центра. В основу планировки всех зданий рядов была положена типовая секция купеческой лавки: в первом этаже размещалось торговое помещение, на чердаке и в подвале - склады. В 1833 году в Костроме было 12 тысяч жителей, а число лавок достигало 288. На площади, мощенной булыжным камнем, галереи рядов с гладким полом из каменных плит, с нарядными витринами, зазывалами и вывесками служили не только для купли-продажи. Они были местом прогулок и деловых свидании. 

Строительство симметрично расположенных Красных ворот - Гостиного двора (1789-1800) и Больших мучных (1789-1793) рядов велось по проекту Карла Клера. Руководил работами мастер из села Большие Соли С. Воротилов. Корпуса возводились секциями, параллельно разбирались старые деревянные ряды. Оба здания представляли в плане замкнутые четырехугольники с четырьмя въездами во двор. Они окружены открытыми сводчатыми галереями, арки которых опираются на мощные четырехгранные столбы - пилоны. За каждым арочным пролетом находилась отдельная лавка, которая имела отдельный вход и витринное окно. Складское помещение второго этажа освещалось круглым окном. Оконные и дверные проемы снаружи украшались наличниками. 

В композицию Красных ворот, где торговали тканями, обувью, кожами, мехами, было включено здание церкви Спаса в Рядах и колокольня. Во дворе Красных рядов расположены четыре небольших каменных одноэтажных здания Мелочных рядов, построенных в 1831-1832 годах архитектором П.И. Фурсовым для торговли мелкой галантереей. По проекту архитектора В.П. Стасова в 1819 - 1822 годах были построены Овощные (Табачные) ряды - изящное здание с ритмичным чередованием дорических колоннад и глухих простенков, с часовенкой и башнями полуоткрытой галереей обращено к Гостиному двору. 

Здание Масляных рядов (1809) построено архитектором Метлиным и украшено рустованными столбами аркад в боковых крыльях. Параллельно Волге вытянуты Рыбные ряды с открытыми аркадами в торцах, перпендикулярно к ним расположены два торговых корпуса (1840- 1850). На откосе холма стоят Пряничные ряды с двумя часовнями, построенные на рубеже XVIII-XIX веков. 

Между Красными и Пряничными рядами видна Молочная гора. Московская застава на Молочной горе строилась как парадные ворота в город. В 1823 году ожидался приезд царя. Проектирование и строительство заставы было доверено архитектору Фурсову. Он задумал ее в виде двух обелисков, параллельных столбов, завершенных позолоченными орлами. С обеих сторон к обелискам подходили стены с нишами в виде арок. Молочная гора была любимым местом прогулок горожан и гостей города. Здесь предпочитал гулять художник Б.М. Кустодиев во время своих поездок в Кострому. 

В сквере между Красными и Большими мучными рядами у Молочной горы в 1967 году был открыт памятник Ивану Сусанину, выполненный скульптором А. Лавинским. Он был установлен на месте другого, сделанного по проекту В.И. Демут-Малиновского. Первый представлял собой высокий столп - гранитную колонну на четырехугольном пьедестале, увенчанную бюстом юного царя Михаила Федоровича с коленопреклоненной фигурой Сусанина внизу, на пьедестале был рельеф со сценой гибели героя. Униженная поза крестьянина-патриота перед бесстрастно-величественным царем раздражала власти. После Октябрьской революции памятник был снесен. 

На центральной площади расположено здание бывших Присутственных мест (1806-1809) с изящным четырехколонным портиком. Несколько лет здесь служил писатель А.Ф. Писемский, рядом - здание бывшего дома участника Отечественной войны 1812 года генерал-лейтенанта и сенатора С.С. Борщова, величественное трехэтажное здание. Позднее оно было превращено в гостиницу "Лондон", в которой обычно останавливался Н.А. Некрасов, находясь в Костроме. Поодаль расположено миниатюрное здание бывшей гауптвахты (1824-1825). Тем не менее оно производит впечатление мощи и силы, в нише за портиком расположены барельеф и лепные украшения, изображающие воинские доспехи - композиция посвящена победе в Отечественной войне 1812 года. 

Автором проекта был архитектор П.И. Фурсов, построивший и расположенную рядом Пожарную каланчу (1823- 1826) высотой 35 метров. По своему нарядному, изящному облику она скорее напоминает звонницу, украшена богатым лепным декором и заканчивается смотровой площадкой. В ней находится музей, посвященный пожарному делу. 

В центральной части города сохранились бывшие купеческие особняки, как правило, двухэтажные, построенные в конце XVIII - начале XIX века. Весьма интересна их конструкция: дом делился на две части. Та, что выходила на улицу, имела два этажа. Первый - низкий, второй - высокий, украшенный колоннами и лепными орнаментами в виде фризов, гирлянд и стилизованных растений и животных. Та часть, что выходила во двор, имела три этажа. При веерной схеме планировки города многие улицы пересекались под острыми или тупыми углами. Дома, построенные на пересечении улиц, имели округлые углы, были обильно украшены полуколоннами. Среди наиболее заметных построек Костромы дом купца первой гильдии М.П. Дурыгина, построенный в стиле классицизма (1793), одна из его достопримечательностей - богато украшенные изразцами печи, дом Л.И. Солодовниковой с замысловатым лепным декором, некоторые образцы деревянного зодчества, дома Бутаковых и Третьяковых. 

Один из самых нарядных храмов города - пятиглавая церковь Воскресения на Дебре (1651), построенная из кирпича и украшенная резным белым камнем - известняком, стены расписаны яркими красками "в шашечку". Церковь стоит на подклете. Она окружена галереей. На его сводах и стенах изображены сцены из евангельских и библейских сюжетов. Фрески выполнены Гурием Никитиным. Одна из ее достопримечательностей - раскрашенный и позолоченный резной иконостас тонкой работы и Центральные врата с тремя декоративными шатрами. Затраты на строительство храма были значительными. По преданию, купец Е.Г. Исаков нашел в грузах, прибывших из Англии, бочонок с золотыми монетами. Он сообщил о своей находке в Лондон, и хозяева груза попросили использовать деньги на богоугодные дела. Так возникла идея о сооружении храма. Поэтому и на входных воротах можно видеть вместе с русскими персонажами английские королевские символы: льва и единорога. 

Вся история Костромы так или иначе связана с деятельностью монастырей. Наиболее известным из них является Ипатьевский - он был построен у слияния рек Волги и Костромы. Белые стены и башни монастыря-крепости издалека видны со стороны Волги. Они делают панораму города исключительно живописной - сюда приезжают тысячи туристов. Семисотлетняя история монастыря тесно связана с историей России. Он был основан в 1330 году знатным татарским мурзой Четом, получившим при крещении имя Захарий и ставшим, по преданию, родоначальником Годуновых. 

Согласно легенде, по дороге из Золотой Орды в Москву на службу к московскому князю Ивану Калите Чет заболел. Он сделал остановку на месте будущего монастыря, и в бреду или во сне к нему явилась Богородица с младенцем, в сопровождении апостола Филиппа и святого мученика Ипатия Гангрского, умершего в IX веке в Малой Азии, и обещала исцеление. Чет выздоровел, благополучно добрался до Москвы, принял крещение и основал Ипатьевский монастырь. Первоначально был построен храм Святой Троицы с приделами Ипатия и Филиппа, затем храм Рождества Богородицы, несколько келий и мощная дубовая стена. 

Согласно другой версии, монастырь основал в 1275 году князь Василий по прозвищу Квашня, ставший уже великим князем владимирским, но предпочитавший жить в Костроме. Богомольный князь любил строить церкви. Он заботился об укреплении своего города - монастыри выполняли оборонительные функции, были религиозными и культурными центрами. 

После смерти князя Василия и упразднения Костромского княжества монастырь попал под покровительство рода Годуновых. Их вотчины граничили с монастырской территорией. В XVI веке Годуновы заняли первостепенное положение при дворе. Ипатьевский монастырь имел огромные земли, тысячи крестьян, право на сбор пошлин, перевозы через Волгу. Вместо скромных деревянных церквушек были воздвигнуты величественные сооружения, в том числе Троицкий собор, вместо деревянных стен построены каменные. Монастырь превратился в крепость. Толщина новых стен достигла у основания толщины трех метров, и поднимались они на высоту до одиннадцати. В монастыре была создана школа - мастерская живописи. Ее иконописцы славились на всю Россию, они принимали участие в росписи многих известнейших церквей: Николы Надеина в Ярославле, Софийской в Вологде, Троицкой в Троице-Сергиевском монастыре, Успенской Московского Кремля. Самыми известными мастерами были Гурий Никитин и Сила Савин. Под их руководством артели живописцев расписывали Данилов монастырь в Переславле-Залесском, церковь Ильи Пророка в Ярославле, Троицкий собор в Ипатьевском монастыре, реставрировали росписи Успенского собора Ростовского кремля. В монастыре была собрана большая библиотека книг и рукописей - более трехсот, в том числе по астрономии и медицине. Был там даже рыцарский роман "Повесть о Бове Королевиче". В библиотеке находилась и знаменитая Ипатьевская летопись - основной источник знаний об истории Древней Руси, представляющая собой список XIV-XV веков с одного из древнейших летописных сводов Киевской Руси. 

Падение влияния Годуновых не сказалось на положении монастыря - его новыми покровителями стала царская династия Романовых. Здесь жили изгнанные Годуновым инокиня Марфа Ивановна и ее сын Михаил Федорович Романовы. Отсюда Михаил был призван на царство в 1613 году. Члены царской семьи почитали Ипатьевский монастырь как свою фамильную святыню. При вступлении на престол каждый из царей считал своим долгом посетить Кострому. Во время празднования трехсотлетнего юбилея царствования дома Романовых в 1913 году Николай II специально приезжал в Ипатьевский монастырь, жил в специально построенном для него деревянном доме в русском стиле, возведенном за стенами монастыря. 

Покровительство Романовых принесло монастырю огромные выгоды. По количеству крепостных крестьян он занимал четвертое место среди монастырей России. Огромные средства шли на постройку зданий, роспись стен, отделку иконостасов. 

В конце XVII века благополучию Ипатьевского монастыря наступил конец. Для ведения Северной войны Петру I нужны были средства. Он находил их в монастырской казне. Из Петербурга в Кострому в первых десятилетиях XVIII века постоянно прибывали гонцы с требованием денег, людей, лошадей, и если монахи медлили, "дозирали" богатства и брали все самое необходимое. В 1764 году владения монастыря были отобраны в казну, хотя за ним сохранилось тоже немало земель и ценностей. Монастырь входил в число кафедральных, предназначенных для архиерея, - таких в России было всего шесть. Постоянно в нем проживало около 100 монахов и послушников. Здания и сооружения монастыря были призваны в мирное время обслуживать потребности религиозной общины, а во время военных действий - держать оборону окрестностей. Кроме храмов и жилых корпусов, келий, здесь были бани, мастерские, пекарни, скотные дворы, конюшня, кузница. Имелись колодцы, каналы для водоснаюбжения и стока вод и даже кирпичный завод. 

Территория Ипатьевского монастыря состоит из двух частей - Старого и Нового города. Оба участка обнесены высокими каменными стенами. Старый город в плане имеет форму неправильного пятиугольника. Протяженность его стен по периметру составляет более 550 метров. В центре размещается центральная площадь монастыря с собором и звонницей. Здания как бы вписываются в окружающий ландшафт. Стены монастыря следуют за естественным рельефом, поднимаются вместе с холмами и опускаются на восток к реке Костроме и речке Игуменке. Каменные стены Старого города были сооружены на средства бояр Годуновых - Бориса и Дмитрия. Их высота достигала первоначально шести метров, а толщина - трех. Сложены они были из большемерного кирпича на известковом растворе. 

На территорию монастыря вели ворота с юга, востока и запада. Главными были восточные ворота, со стороны реки Костромы - они назывались Святыми. Рядом с ними были Водяные ворота, через которые монахи спускались вниз за водой. Над ними размещались надвратные церкви Федора Стратилата и Святой Ирины. Надвратные церкви и башни позднее были разобраны - уцелела только одна южная башня Старого города. Старая часть монастыря была исключительно монументальна, строга и торжественна, как и его внутреннее и внешнее убранство. Декоративные элементы сводились к минимуму. Все было просто и рационально. К концу XVII века оборонное значение монастыря было утрачено. Земляные валы и рвы по рекомендации Романовых сровняли с землей. 

Новый город строился по указу царя Михаила Романова. Он был обнесен одиннадцатиметровыми стенами с тремя башнями. Западная Надвратная башня с восьмигранным каменным шатром, украшенная зеленой поливной черепицей, была заложена в том месте, где остановился крестный ход, провожавший Михаила Федоровича в Москву после его избрания на царство. До 1767 года она была главным въездом в монастырь. К приезду Екатерины II Великой были построены новые ворота в северной стене Старого города - до настоящего времени они и являются главным въездом в монастырь. 

Главной достопримечательностью монастыря является Троицкий собор. В 1586 году Борис Годунов повелел возвести каменный храм на месте первого деревянного. Величественный и богатый собор возвели исключительно быстро: его главы были позолочены, а стены богато расписаны, но в 1649 году он подвергся разрушению из-за взрыва пороха, хранившегося в подклетах, или во время обрушившегося на город урагана. Храм был отстроен заново в 1652 году. Он представлял собой пятиглавую церковь на подклете, окруженную крытыми галереями, на которые ведет нарядное крыльцо. В подклете хоронили высшее духовенство, богатых вкладчиков, там же находится и усыпальница Годуновых. Там похоронены отец и мать Бориса Годунова. Внутренние росписи, покрывающие все стены, столбы и своды и посвященные Троице, были выполнены в 1684 году артелью костромских художников во главе с Гурием Никитиным и Силой Савиным. К сожалению, их цвет испорчен выступившими клеевыми составами, употреблявшимися при реставрации. Входы в храм богато украшены резьбой по камню и росписью. Железные двери северного, южного и западного порталов обиты листовой медью и расписаны золотом по черному фону в технике "золотой наводки". Они были сделаны по заказу Годуновых в конце XVI века в московских мастерских. За образец были взяты двери Успенского собора Кремля. Среди персонажей, изображенных на них, встречаются греческие писатели и философы: Платон, Менандр, Демокрит, бог Аполлон. 

Иконостас в стиле "барокко" выполнен в 1756-1758 годах костромскими резчиками по дереву Петром Золотаревым и Макаром Быковым. Прообразом царского места, созданного в XVII веке, послужило царское место Ивана Грозного в Успенском соборе Московского Кремля. 

Троицкий собор является главным культовым зданием на территории монастыря. Служба в нем ведется зимой и летом. 

К западу от Троицкого собора в 1603-1605 годах на средства Дмитрия Ивановича Годунова, дяди царя Бориса, была сооружена звонница, которая впоследствии неоднократно перестраивалась. На ней было девятнадцать колоколов разного размера, восемнадцать являлись вкладом семьи Годуновых. Самый большой весил около 600 пудов. Он был изготовлен мастером Данилой Матвеевым по заказу бояр А.Н. Годунова и В.И. Стрешнева. Часть колоколов по указу Петра I была переплавлена на орудия. В 1649 году в ее южном пролете были установлены часы с боем. 

Кроме храмов в монастыре сохранился Архиерейский корпус (XVIII в.), "браткие кельи" (XVIII в.). У западной стены расположены палаты Романовых (XVI в.) - нарядное здание с фасадом, расписанным в пеструю шашечку. Первоначально в них размещались монашеские кельи. Затем в них жил наместник монастыря. В 1613 году две небольшие комнаты с отдельным входом занимал Михаил Романов с матерью инокиней Марфой (в миру Ксенией Ивановной Шестовой). К середине XIX века здание сильно обветшало. После посещения монастыря Александром II в 1858 году было решено отреставрировать палаты таким образом, чтобы они напоминали московские кремлевские терема и дом бояр Романовых на Варварке. Здание было отреставрировано Ф.Ф. Рихтером. И хотя работы велись "во вкусе XVII века", ничего общего с начатой реставрацией они не имели. 

Маленькие оконца с решетками и ставнями пропускали мало света и хорошо сохраняли тепло жарко натопленных горниц. Низкие проемы дверей невольно заставляли входящего принимать смиренно-почтительную позу. Рядом расположен двухэтажный корпус (XVI в.) над монастырскими погребами - с 1875 года в нем размещалась богадельня (XVIII в.). 

В 1918 году монастырь был закрыт. В его помещениях располагаются экспозиции историко-архитектурного музея-заповедника. Экспозиция включает отдел природы, историко-краеведческую часть, коллекцию местного краеведа и ученого И.М. Рубинского, иконы, изделия декоративно-прикладного искусства. 

В Новом городе и на прилегающей территории в 30 гектаров с 1955 года разместился музей деревянного зодчества. Сюда были перевезены постройки из разных уголков Костромской области, в том числе и из зоны затопления Костромского водохранилища. В центре расположена деревянная свайная Спасо-Преображенская церковь (1628) из села Спас-Малые Вежи. Место было низкое, в половодье заливалось водой, и церковь поставили на дубовые сваи. Здание состоит как бы из трех честей с высокими щипцами тесовых кровель и увенчано стройной главкой на высоком тонком барабане, крытой серебристым осиновым лемехом. Церковь окружена со всех сторон навесной галереей и сделана без единого гвоздя. Конструкция здания выполнена остроумными приемами, сводившими к минимуму употребление дефицитных металлических гвоздей и скреп. Интерьер церкви очень прост: низкие потолки, маленькие окна, скамьи вдоль стен, иконостас, два клироса. По преданию, построили церковь два брата - ярославцы Мумивы. Они были так велики ростом, что оставили свои имена на верхнем венце сруба под коньком. (церковь сгорела в сентябре 2002 г., причины не установлены, примечание автора сайта) 

На территории, прилегающей к музею, находится и древнейшее из дошедших до нас сооружений Костромской области - церковь Собора Богородицы, построенная в 1552 году у села Холм двумя братьями - мастерами Карпом и Панилой, похороненными позднее в подклете у алтаря. Церковь удивительно торжественна и величава. Возможно, она была построена по случаю покорения Казани войсками Ивана Грозного. Первоначально она представляла собой восьмигранный сруб с двумя прирубами, покрытый шатром. В XVIII веке церковь обветшала и сруб понизили, сделав пятиглавие на крестовой бочке. Церковь окружает обширная галерея с простыми скамьями; она создает дополнительный объем и придает храму уют. Сейчас здесь размещена экспозиция деревянной домовой резьбы. 

В музее имеются гражданские постройки: крестьянские дома, амбары, четыре бани из деревни Жарки, овин, водяная и ветряные мельницы. 

Жилой крестьянский дом из деревни Портюг известен по имени владельца как изба Ершова (XIX в.), типичен для северо-востока России. Навесное крыльцо сделано из толстых бревен. Изба большая, построена так, что зимой в ней можно было держать скот, заниматься ремеслом. Лаконичны и красивы простой водослив, кровля на "курицах", маленькие оконца с наличниками и ставенками. В избе восстановлена прежняя обстановка, печь с деревянной пристройкой. В красном углу горницы сохранились божница и стол, по стенам - лавки. При входе над дверью - полати. В стряпущей - посуда, предметы обихода из глины, бересты, луба. 

Ветряная мельница (XIX в.) вывезена из деревни Малое Токареве Солигаличского района. Таких мельниц в ней было тринадцать. Они строились по-разному - на столбах, на кряжах - срубах, на избушке. Помол производился осенью, и избушка служила хорошим укрытием для мельника и помольщика. 

В черте города, кроме Ипатьевского, расположен еще один - Богоявленско-Анастасьинский монастырь. В настоящее время он является резиденцией костромского архиепископа. Точная дата основания монастыря не известна. Предполагается, что он был создан в XV веке неким старцем Никитой - последователем Сергия Радонежского. Первая деревянная крепость монастыря предназначалась для обороны Костромы. Московские князья заботились о его благополучии и процветании, дарили монастырю земли и крестьян, передавали право на сбор податей, жертвовали монахам места для рыбной ловли. Монастырь обогатился. Началось строительство каменных сооружений. Самая древняя постройка монастыря - Богоявленский собор (1559-1565) - является одновременно и первым каменным сооружением Костромы. 

В XVII веке монастырь превратился в крупного феодала: ему принадлежало уже 5 тысяч крестьян. Покровительство монастырю оказывал богатый род Салтыковых, родственников Романовых. Многие из них были похоронены в Салтыковской церкви монастыря - до наших дней она не сохранилась. Гробницы рода Салтыковых в 1889 году были расписаны знаменитым художником В.В. Верещагиным. 

Богоявленский собор строился по типу пятиглавых московских храмов. Четверик на высоком подклете со всех сторон был окружен галереями. Лаконичный в своем убранстве, строгий и торжественный, он практически без изменений существовал до пожара 1847 года. После него монастырь закрыли. Уцелевшие здания, в том числе и собор, предложили разобрать. В защиту храма вступилась общественность. Только благодаря ей собор был сохранен. В 1863 году обгоревшие постройки передали женскому Анастасьинскому монастырю, здания были отремонтированы, территория расчищена. Началось восстановление храма. В результате в 1864-1869 годах к красно-кирпичной церкви была пристроена монументальная белокаменная, собор XVI века превратился в алтарь. В нем сохранилась живопись XVII-XVTII веков, фрески, которые по своим достоинствам являются едва ли не самыми лучшими произведениями костромских мастеров. Сюжеты стенописи посвящены евангельским легендам и праздникам, событиям из жизни Иисуса Христа. С 1991 года Богоявленский собор стал кафедральным. 

Из монастырских построек сохранились надвратные башни, корпус монашеских келий, с богато украшенными наличниками окон, трапезная, где в настоящее время расположились учебные классы духовной семинарии. 

В соборе хранится икона Федоровской Богоматери (ХIIIв.), чудотворная. Она считается святыней для Костромы. Согласно преданию, князь Василий Ярославич (Квашня) во время охоты, в лесу на одной из ветвей сосны увидел икону Божьей матери с младенцем. Он хотел взять ее в руки, но лик поднялся выше. Снять икону с дерева удалось только священнику. С тех пор по обычаю ее берут в руки только служители культа. 

На том месте, где князю явилась икона, он повелел заложить святую обитель. В Костроме, где икону поместили в собор Федора Стратилата, она стала называться Федоровской. Несмотря на многочисленные бедствия, грабежи и пожары, чудотворная икона уцелела. Она хранилась в церкви Успения Божьей Матери. Согласно легенде, она была привезена к Святому озеру, где костромичи одержали победу над монголо-татарами. В XVII веке икона Федоровской Богоматери стала считаться родовой иконой дома Романовых. С нее были сняты копии для Рождественского храма Московского Кремля, для царского семейства и для других церквей. "Списки" иконы распространялись по России. Бывали случаи, когда и они становились чудотворными. Ежегодно 29 августа, в день обретения иконы, из кафедрального собора к месту ее явления - Спасо-Запрудненской церкви - совершался крестный ход. Многодневные крестные ходы с иконой следовали из Костромы в Галич, Судиславль, деревни по Кинешемскому тракту. Посещавшие Кострому русские государи делали ей три земных поклона. 

В 1921 году икона была помещена в реставрационные мастерские академика И. Грабаря, а в 1930-х годах был взорван "ее дом" - Успенский собор. В 1964 году костромской протоиерей добился возвращения иконы. Ее поместили в новом кафедральном соборе - церкви Воскресения на Дебре. С 1991 года Федоровская икона находится в кафедральном Богоявленском соборе. 

Кострома - уютный город, утопающий летом в зелени парков и бульваров, всегда привлекал известных людей. Здесь родились основатель первого русского театра, актер Ф.Г. Волков, географ И.П. Герасимов, археолог П.Н. Третьяков; здесь жили писатели Н.А. Некрасов и А.Ф. Писемский, географ К.И. Арсентьев и художник Б.М. Кустодиев. Здесь снималось множество фильмов известными режиссерами, такими, как Г.Панфилов ("Начало"), Э. Рязанов ("Жестокий романс") и другие. 

Водные пути центральной части России Оглавление путеводителя
РЕЧНЫЕ КРУИЗЫ
Следующая страница путеводителя
РЕЧНЫЕ КРУИЗЫ
Главная страница Карта сайта контактная информация Аренда яхт по всему миру
BUSSOL.RU - info@bussol.ru - Аренда яхт по всему миру:
| Аренда яхт на Средиземноморье| Аренда яхт в Турции | Аренда яхт в Хорватии| Аренда яхт в Греции | Аренда яхт в Италии | Аренда яхт на Лазурном берегу | Аренда яхт в Испании | Аренда яхт на Сейшелах | Аренда яхт на Карибах | Аренда яхт на о. Маврикий | Аренда яхт на о. Мадагаскар | Аренда яхт в Таиланде |
| Погода на курортах и маринах | Морская терминология | Список яхт. Описание яхт |
   
eXTReMe Tracker
    Web-дизайн:ИК