Маршрут I
Прогулка по Финскому
заливу с заходом на остров Обручев (форт "В") или Тотлебен (форт "А").
Посещение фортификационных сооружений, барбекю, купание, ночевка на острове.
Продолжительность маршрута 36 часов.
Форт "Александр"
- одно из фортификационных укрепленных, которые возводились для защиты Санкт
- Петербурга от неприятельских кораблей со стороны Балтийского моря.
В плане форт имеет форму, напоминающую боб, с размерами в
поперечнике 90х60 м. В казематах размещалось, на трех ярусах по периметру форта,
размещались 103 орудий, а на открытых оборонительных ярусах трех- и двухъярусных
частей – 34 орудия. Они обеспечивали круговую оборону. С тыльной стороны форта
имелись бойницы для ружейной стрельбы. Вход в форт перекрывался красивыми массивными
воротами. Несколько вариантов этих ворот были представлены Николаю I на рассмотрение.
Внутри замкнутого двора располагались две овальные пристройки
для чугунных лестниц и ядро калильных печей, а так же два помещения для хранения
снарядов и зарядов. Вдоль горжевой части встроено прямоугольное кирпичное здание,
в котором размещалась кухня, караульное помещение и кузница. На верхних этажах
размещались помещения для офицеров и рядовых. Наружные кирпичные стены толщиной
от 2.4 до 3 метров были облицованы гранитом.
1836 год стал годом начала строительства форта. Зимой на
льду средней гавани наметили контуры будущего сооружения, а уже летом со дна
на этом месте был снят однометровый слой грунта. Затем под фундамент было забито
более 5335 двенадцатиметровых свай, на расстоянии 75 см. друг от друга, а в
последствии они были укорочены на 1.2 метра. Около форта, для углубления фарватера,
была произведена выемка грунта.
Основание форта было закончено в 1842 г, а торжественное
открытие форта, получившего название “Император Александр I”, состоялось 27
июля 1845 г. На открытии присутствовал царь Николай I с многочисленной свитой.
Над фортом был поднят царский штандарт. Выстроенные на рейде суда салютовали
ему из всех орудий.
Форты "А"("Тотлебен") и "В"("Обручев").
Времена менялись.
Все более совершенствовалось оружие. Оборонительные сооружения уже не могли
ему достояно противостоять. К тому же форты постепенно приходили в негодность
и им требовался соответствующий ремонт.
В связи с тем, что в 1896 г. был подписан приказ об исключении
из состава оборонительных сооружений фортов “Петр I”, “Александр I”, “Кроншлот”
и некоторых других сооружений, появилась необходимость в создании новых оборонительных
укреплений. Главное инженерное управление направило инженер-генерал - майора
С.И. Обручева для изыскания мест для строительства фортов “А” и “В”. Форт “А”
предполагалось расположить в 4 км. от Сестрорецка, а форт “В” в 7 км. от него.
Строительство фортов началось в 1897 г. Из-за несовершенства
проекта строительство крепости неоднократно останавливалось. Часто защитные
сооружения разрушались под действием волн или опускался грунт. Связь с берегом
и перевозка строительных материалов производилась с помощью больших лодок.
В 1904 году был определен состав гарнизонов фортов. В мирное
время гарнизон форта “А” составлял 283 человека, а в военное – 680, форт “Обручев”
- соответственно 342 и 998.
В процессе строительства выяснилось, что орудия, под которые
возводились бойница, морально устарели, и помещения всех батарей пришлось практически
перестраивать заново.
Нужно отметить, что строительство фортов велось под пристальным
вниманием, как общественности, так и руководства страны. Часто сюда приезжали
высокопоставленные военные чиновники, а так же несколько раз на них побывал
император Николай II.
Наконец, в 1910 году, строительство и вооружение фортов было
закончено. Вскоре форту “А” было присвоено имя выдающегося русского военного
инженера Э.И. Тотлебена.